Музыкальное развитие ребенка

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) проводится музыкальным руководителей с опорой на родителей. При этом педагог взаимодействует с родителями, не обращаясь лично к детям, ведь к новому взрослому в лице музыкального руководителя ребёнку необходимо сначала привыкнуть. Иногда для этого требуется  месяц, два, три, а у некоторых детей «период привыкания» длится целый год. Ребёнок, наблюдая за общением взрослых, видит, что мама или папа доверяют музыкальному руководителю и постепенно начинает с ним взаимодействовать. Необходимо помнить о неуместности торопить малыша, чтобы он скорее начал  положительно реагировать на нового взрослого. Степень привыкания у всех детей разная. Только по реакции ребёнка (сам подошёл к педагогу, вступил с ним в контакт, улыбнулся, взял игрушку, разрешил погладить себя и т.д.) можно понять, что доверительные отношения установлены.

Основой музыкального воспитания и развития детей раннего возраста является слушание – восприятие музыки. Малыш пока не понимает, что такое музыка и для чего она звучит, поэтому очень внимательно наблюдает за реакцией взрослого. Было замечено, что ребёнок, смотрящий на маму в момент восприятия ею музыки, присваивает её реакцию на прослушанное произведение. Если маме музыка не нравится, то ребёнок, помня реакцию мамы, морщится, или даже кричит, когда эта музыка звучит снова. Если мама радуется при прослушивании музыкального произведения, малыш вслушивается в музыку и воспринимает её с радостью.

Ещё одной особенностью работы с детьми этого возраста является исключение насилия при обучении ребёнка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Много раз приходилось наблюдать, как мама (бабушка) заставляет ребёнка выполнять то, или иное движение, которое предлагается музыкальным руководителем. Она, например, берёт ножку малыша и начинает ставить её на пятку (элемент танца «Гопачок»). Или рукой ребёнка  с погремушкой стучит по его ладошке, выполняя движение с погремушкой. Или, наклоняясь близко к лицу ребёнка, начинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики». Это недопустимо! Педагог должен напоминать взрослым о том, что такое насильственное воздействие может вызвать у ребёнка обратную реакцию. Дети, наблюдая за действием родителей, которые воодушевлённо танцуют (поют, играют), запоминают всё, что те делают, но воспроизводят эти действия не сразу, а спустя некоторое время, пока в коре головного мозга произойдёт обработка и усвоение увиденного. Как только дома, в спокойной, привычной для малыша обстановке ему представится такая возможность, он обязательно повторит всё, что делала мама, или близкий взрослый на музыкальном занятии в детском саду.

Ещё одна особенность в работе с детьми раннего возраста – многократность повторения одного и того же материала. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне комфортно, повторяя знакомую песенку, пляску, потешку сотни раз… Исполнение понятного, доступного, очень хорошо усвоенного ребёнком музыкально-художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения, укрепляет веру в свои силы и возможности, даёт ощущение причастности к миру окружающих его взрослых. Помните об этом, взрослые!

 

(Из материалов журнала «Музыкальный руководитель» №5, 2013г.)

Подготовила Коростелёва Татьяна Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР-д/с №74 «Забава».