Развитие вокальных данных детей

Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат. vox). Голос человека при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.
Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование — явление очень непростое и его нужно развивать.
Речевые и ритмо-интонационные игры и упражнения оказывают большое влияние на развитие вокальных данных детей, раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса, помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.
Начинайте игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем включайте считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д.
Например, речевая игра «Имена».
1. Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
2. Затем проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками.
3. Проговариваем имя и хлопая по коленям на каждый слог.
4. Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
5. Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)
6. Дети в кругу произносят свои имена одновременно. Если у родителя широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко — тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, из¬меняют его динамику по руке взрослого
Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, — пословицы, поговорки и т. д. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Он запоминается в процессе игры. Лучше, если текст, произносится с одновременны¬ми движениями рук, ног или всего тела.
Например, речевая игра на текст заклички «Дождик»:
«Дождик, дождик,
пуще лей!
Чтобы было
веселей!»
Варианты заданий:
1. Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз тихо.
2. Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
3. Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
4. Двое детей или взрослый и ребенок играют в «эхо»:
а) первый произносит громко весь текст, второй — как эхо, произносит тихо.
б) первый произносит и хлопает одновременно, второй произносит и хлопает по коленям (можно поменяться ролями);
в) первый только произносит текст, второй только хлопает, и наоборот;
г) вместе исполняют текст только шумовыми инструментами без произнесения и т. д.
Это алгоритм, т. е. последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить или изменить, придумать свои варианты. Главное — разумно использовать количество вариантов, все время сле¬дить за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно — по¬тери интереса.

Источник: О. В. Капер «Игровая методика обучения детей пению». Учебно-методическое пособие. Изд.: «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2005г.

Музыкальный руководитель
Козлова Е.С.