Современные родители, Или игры на кухне

Как часто приходиться слышать от родителей, что им некогда играть, заниматься со своими горячо любимыми детьми. Они всегда так заняты работой и домашними делами, что на все эти «развивалки» у них не хватает ни времени, ни сил. Что же делать в этой ситуации? Как помочь родителям не чувствовать за себя виноватыми, а детям — что они брошены? Предлагаем вашему вниманию занятия, в которых ребенок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, и при этом не будет отвлекать взрослого от его повседневных забот и хлопот. Главное научится делать все вместе, тогда вы будете получать удовольствие от того, что пообщались с ребенком и успели приготовить вкусный обед.

Развивая речь ребенка, необходимо помнить, что нужно называть вещи своими именами – кухонная утварь, столовые приборы, посуда, техника. Проговаривайте все то, что вы делаете – возьмите это в привычку! «Я наливаю воду в кастрюлю, выливаю из стакана, переливаю, режу, солю, мою, чищу, нарезаю» – проговаривая все эти действия, вы обогатите словарь ребенка глаголами. «Овощи вкусные, полезные, зеленые, сочные» – уже и пополнился словарь прилагательными. Все это поможет не только обогащать пассивный словарь, вашего ребенка, но и развить ассоциативное мышление.

А теперь поиграем в игру «Вкусные слова».

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам кастрюлю или сковородку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «приготовите» все. Можно поиграть ещё и в  «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Угадай, что это?». Ребенок закрывает глаза, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Необычный ужин». Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, причем в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок).

«Порядок на кухне». Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник, чашки), [Л] (ложки, вилки, тарелки) и т.д.

«Ищем слова на кухне». Какие продукты можно положить в борщ, компот, рагу.

«Назови прибор». Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка). Мелет кофе? (Кофемолка). Выжимает сок? (Соковыжималка).

«Приготовим сок». Какой сок получается из яблок (яблочный)? Из груш (грушевый)? Из слив (сливовый)? Из вишни (вишневый)? Из моркови (морковный)? Лимонов, апельсинов и т. д.?  И,  наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

«Художники». Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги  узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Картины солью». Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.

«Композиция из зерен». Клей, бумага и некоторые другие ваши припасы очень могут пригодиться для этого вида искусства. Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. Пусть он расположит их на бумаге, намазанной клеем, так, как ему подскажет фантазия. Окончив работу, малыш может сделать из этого же материала рамку для своего произведения.

«Золушка». Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы.

«Найди предмет». Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру, маленькую игрушку или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.

«Настольный хоккей». Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

«Боулинг». Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

«Ты слышал?» Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.

«Что пропало?» Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

«Продолжи ряд». Взрослый выкладывает перед ребенком ряд овощей (картошка, морковка, лук, свекла). Ребенок самостоятельно продолжает выстраивание ряда, соблюдая предложенное чередование.

«Юный кулинар». Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

«Четвертый лишний». Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).

Все эти игры стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают не только пассивный, но и активный словарь, а самое главное — дети думают, мыслят, творят, ищут нужные пути решения.

Самое главное не бойтесь творить вместе со своим ребенком и научитесь получать удовольствие – даже если вам придется перемыть гору посуды! Знайте, вы ему пока еще нужны!

 

 

 

Погорелова Надежда Николаевна,

учитель – логопед МАДОУ д/с № 74