Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников
Игра имеет особое значение в жизни детей. Она является постоянным спутником дошкольников. Игра для ребенка — это жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим хоть чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.
В воспитании и обучении детей широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...
У детей дошкольного возраста, не только с речевыми нарушениями, наблюдается недоразвитие словообразовательных умений. Так, они часто подменяют операции словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки»). Или вообще отказываются от преобразования слов, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велосипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случае когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими как нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», палка для лыж – «пальная»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов (деревкин стул, мехная шапка, глинный кувшин и т.д.).
Формированию у дошкольников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте.
Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников.
«Веселые кубики»
Задача6 учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к
Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.
Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.
Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.
«Кто что делает?»
Задача: учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ребенок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка).
Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т.д.
Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
«Винни-Пух»
Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк.
Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.
Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.
Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.
«Поле чудес»
(«Детеныши животных»)
Задача: образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).
Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.
Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.
«Гараж»
Задача: учить образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .
Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.).
Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.
Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
«Поле чудес»
(«Листья»)
Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям.
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением листьев деревьев (дуб, береза, клен, липа, рябина, сосна, каштан).
Ребенку предлагается назвать листок дерева, на который указала стрелка.
Например: лист дуба — дубовый лист, лист березы — березовый и т.д.
«Ателье»
Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам.
Оборудование: вырезанные силуэты одежды, образцы различной ткани (ситец, сатин, шерсть, шелк и т.п.).
Ребенок называет образец ткани, прикладывает к ней силуэт одежды и отвечает на вопрос.
Например: костюм из шелка (какой?) — шелковый костюм; юбка из шерсти (какая?) — шерстяная юбка и т.д.
«Головы и хвосты»
Задача: образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Оборудование: карта с изображением персонажей мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (двое из ларца, Вовка), слева внизу — небольшое наборное полотно, сборные картинки (голова одного животного, а хвост другого).
Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке.
Например: голова чья? Лисья голова. А чей хвост? Тигра. Хвост тигра — какой? Тигриный хвост.
«Спасение Принцессы»
Задача: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом.
Оборудование: ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бу-ратино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха (ползет), Колобок (катится), Принцесса (спрятана во дворце).
Ребенок должен взять героя и рассказать, каким образом он передвигался, отправляясь на помощь Принцессе, передвигая героя по ширме.
Например: Буратино по полю (побежал); к дому (подбежал); за дом (забежал); из-за дома (выбежал); вокруг дерева (обежал); от дерева (отбежал); в лес (вбежал); через речку (перебежал) и т.д.
«Фокусник»
Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.
Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова.
Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед).
Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.
«Поле чудес»
(«Большой — огромный»)
Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .
Оборудование: вертушка, игровое поле с предметными картинками (нож, нос, кот, ключ, хвост, дом, шкаф, мяч, коса, комар).
Ребенку предлагается вертеть стрелку. После ее остановки назвать предмет, на который она показывает. Затем назвать слова с увеличительным суффиксами.
Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.
«Поле чудес»
(«Посуда»)
Задача: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.
Оборудование: вертушка игровое поле с изображением продуктов питания (хлеб, чай, сахар, конфеты, селедка, сухари, суп).
Ребенку предлагается посуду, в которую помещается продукт, на который указала стрелка.
Например: суп — супница; сухари — сухарница и т.д.
Активизация словообразовательных процессов. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Литература.
Зюзгина Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников.//Воспитатель.2012.№11.
Подготовила:
Погорелова Н.Н.,
учитель-логопед