Игра, как социальное поведение

Игры в нашей жизни имеют разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра.

Обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным. В основу данной периодизации положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности – ведущая деятельность. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов.

Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущих видов:

—   непосредственно эмоциональное общение;

—   предметно – манипуляторная деятельность;

—    игровая деятельность;

—    учебная деятельность;

—    общественно – полезная деятельность;

—    учебно – профессиональная деятельность.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни.

Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о смехе и шутке, удовольствии и легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Игра  — одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. А дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра активизирует ребенка, держит в готовности его нервную систему, вырабатывает иммунитет против огорчений и давления. В игре тренируются двигательные способности, создаются предпосылки для развития умственных способностей, ребенок учится ориентироваться на плоскости и в пространстве. Расширяются его познания. В игре он обогащает мир своих переживаний.

Игра является важным условием социального развития детей: в игре они учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают  навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра — это работа ребенка, а игрушки — орудия его ремесла. Насколько детям нужна пища, теплота и любовь, настолько же нужна им игра, чтобы они могли расширять свое понимание о мире. Если, играя с предметами, дети познают, как устроен мир, то знакомство и игра с другими детьми помогают им понять, насколько сами они приспособлены к этому миру. Осознание того, что помимо них существует еще кто-то, — первый шаг к восприятию нужд других людей. Ребенок, лишенный этого взаимодействия, может впоследствии с трудом устанавливать контакт со сверстниками, замкнуться в себе, стать застенчивым и одиноким.

До трехлетнего возраста дети не всегда играют друг с другом в согласии, но они уже начинают учиться терпимости и сотрудничеству. В жизни очень важно, чтобы мы следовали «правилам игры», и если один ребенок начинает делиться с другим не только игрушками, но и своим участием, значит, семена этого умения посеяны вовремя. В этом случае игра становится тренировкой сотрудничества с соблюдением правил и понятий чести.

Наши педагоги имеют обширные знания о детской игре, они опираются на природу ребенка, его возрастные особенности. Они поддерживают и развивают инициативу ребенка. В детском саду особое внимание уделяется организации  игровой среды. Игровая среда – это пространство (игровая зона), подходящее по величине для определенного количества детей, эстетически оформленное, отвечающее требованиям безопасности, где имеется интересное игровое оборудование, безвредное для здоровья детей и учитывающее гигиенические и педагогические требования, которое позволяет взаимодействовать со сверстниками и воспитателем.

Уважаемые родители, существует достаточно много простых игр, в которые можно играть с ребенком дома. Лучше использовать игры, несущие физические и умственные нагрузки в дневное время, а более легкие игры оставлять на вечер. Выбирайте игры, соответствующие возрасту ребенка. Постарайтесь отступить от роли наставника и быть с ним на равных.

 

Список используемой литературы

  1. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева.  М., 2003.
  2. Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. М., 1994.
  3. http://virtual-doctor.net/html/articles.php?content=017skills-development.htm
  4. http://www.c-peremen.ru/stati/item/186-igra-v-zhizni-doshkolnika.html

 

подготовила Головня О.И. 21.01.2014