Особенности формы взаимодействия педагогов и родителей до поступления ребенка в детский сад

«Самой главной чертой педагогической

культуры должно быть чувствование

духовного мира каждого ребенка,

способность уделить каждому столько

внимания и духовных сил, сколько необходимо для того,

чтобы ребенок почувствовал, что о нём не забывают, его горе,

его обиды и страдания разделяют».


В.Сухомлинский

«Антология Гуманной Педагогики»

 

Процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ остается актуальной проблемой дошкольного воспитания. На сегодняшний день, как  необходимое условие успешной адаптации, является согласованность действий родителей и педагогов ДОУ, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

Для того, чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагогов с родителями.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов совместной работы с родителями. Одной из  форм взаимодействия с родителями, является посещение семей на дому. Современные родители живут в своем обособленном мире и не всегда впускают в него посторонних. Но именно родители, которые приходили в наш детский сад № 74 «Забава» с путёвками в руках поддержали, что наиболее действенной формой для того, чтобы максимально безболезненно прошло привыкание к детскому саду их ребенка, необходимо посещение педагогами семьи в комфортной домашней обстановке, и что особенно важно — до поступления ребенка в ДОУ. Поэтому в нашем дошкольном автономном образовательном учреждении стало, как обязательная и необходимая форма работы с родителями детей младшего дошкольного возраста, посещение семей на дому.

Контакт  с родителями детей, поступающих в детский сад № 74 «Забава» начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту ребенка, то есть еще за две – три недели до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Социальный педагог организует первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, количественного состава семьи (в том числе другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент), социального статуса семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить и т. д.  Беседа с родителями  ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада.

Наш опыт по организации посещения семьи на дому начинается до поступления ребенка в детский сад. В первую очередь социальный педагог заранее договаривается о цели прихода и длительности пребывания педагогов в доме (примерно 15 – 30 минут) в удобное для семьи и педагогов время. Одновременно родителям объясняется цель посещения. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Необходимо убедиться, что родители хотят, чтобы к ним пришли. Некоторые родители могут быть против такого визита, воспринимая его как вторжение в личную жизнь. И мы должны уважать их желание. Педагоги соблюдают принцип «быть самим собой» с родителями. Это значит, мы всегда искренни и готовы рассказать о себе, обо всех особенностях адаптации ребенка в ДОУ. Таким образом, мы помогаем родителям почувствовать себя партнерами, а не подопечными.

При организации первой встречи с родителями  надо помнить о том, что «неорганизованны» не только дети, но и родители. Они, как правило, не привыкли взаимодействовать с педагогами. На первой встрече родители, волнуются, тревожатся, сомневаются в достижении взаимопониманий. Первый визит — ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять, прислушиваться к советам педагогов.

Наша задача – установление доверительно – деловых отношений с семьей, а для этого необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров, проявляя искренне уважение, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. Кроме того, в процессе доверительного общения воспитателей с семьями родителям легче преодолеть сомнение и недоверие к воспитанию их детей чужими людьми.

Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями более откровенна и доброжелательна, а также временные рамки позволяют ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые каждый день влияют на развитие ребенка. Уже с первого дня посещения семьи можно увидеть, какова атмосфера и  взаимоотношения преобладают в ней, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. На основе бесед, наблюдений можно четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания, а также, что можно перенять из благоприятного семейного опыта в воспитании ребенка.

Важно, что ребенок, видя положительный настрой мамы и других членов семьи на приход педагогов, старается тоже им понравиться. Практически все дети из посещенных семей, на просьбы педагогов показать свои любимые игрушки, книги, с любопытством и интересом наблюдают за реакцией взрослых на свои действия. Мы стараемся, что бы ребенок увидел в пришедшем к нему воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. А какую радость и удивление у малышей вызывают подарки — сюрпризы, сделанные руками старших дошкольников, с которыми приходят в гости воспитатели!

Более того, малыши, когда впервые приходят в детский сад и узнают знакомые лица и улыбки педагогов, которые были у них в гостях, гораздо лучше адаптируются к условиям ДОУ в отличии от других детей. Об этом свидетельствуют и результаты ежегодного мониторинга адаптации вновь поступивших детей к образовательному процессу ДОУ.

Цель первого посещения семьи – выяснение общих условий семейного воспитания, детальное знакомство с семьей. В беседе с родителями узнается о том, к какому режиму дня привык ребенок, где и как он спит, какую пищу ему предлагают, а какую он предпочитает, какие игрушки и книги у него есть и как они хранятся. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности; обращается внимание и на другие важные обстоятельства: как он засыпает, укачивают ли ребенка, рассказывают ли ему перед сном сказку.

Важнейшее условие успешности посещения семьи – педагогический такт, и соблюдая его, лучше во время беседы не делать никаких записей. После визита можно зафиксировать информацию в удобной для последующего использования форме.

Завершая первое посещение семьи, даются советы родителям, поскольку они не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также, как и их дети, должны будут привыкать к требованиям детского сада. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить как самого ребенка, так и его родителей к поступлению в детский сад, поэтому, в зависимости от ситуации с родителями проводятся беседы на темы: «Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др., предлагается брошюра об основных моментах адаптации ребенка к детскому саду. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Мы очень рады взаимному сотрудничеству, в рамках которого создаются налаженные отношения, как с родителями, так и с их детьми и с нетерпением ждем их в нашем детском саду.