ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА НА ПРОГУЛКЕ

Курчина Е.А., воспитатель

МАДОУ ЦРР – д/с №74 «Забава» г. Белгород

 

Без сомнения, все родители гуляют со своими детьми. Маленькому ребенку нужен свежий воздух. С этим никто не спорит. Когда ребенок еще младенец, он спокойно спит в коляске, а мама наслаждается минутами покоя, совершая турпоход по близлежащим дворам.

Но чем старше становится ребенок, тем больше пользы должна приносить прогулка для его развития. Просто свежего воздуха теперь уже недостаточно.

Загляните на любую детскую площадку. Что же мы там увидим? Практически одно и то же на каждой из детских площадок: малыши лепят куличики в песочнице с не очень чистым песком, кто-то съезжает с горки или взбирается по лесенке, кто-то, кому больше повезло, качается на качелях. Мамы, как правило, на ближайшей скамейке либо читают женские журналы, либо беседуют друг с другом, периодически поглядывая на своих чад. Самое главное — чтобы не отнимали игрушки, не дрались, не упали, не наелись песку.

Многие родители почему-то считают, что прогулка на свежем воздухе предназначена для их законного отдыха от малыша, и вся их обязанность заключается только в присмотре за его безопасностью. Бесспорно, ребенку нужно время для самостоятельного познания окружающей действительности, для игр с другими сверстниками, но иногда можно наблюдать и такую картину, что ребятишки или явно скучают, или, наоборот, дети не в состоянии играть самостоятельно, потому что они перевозбуждены, а мама лишь отмахивается: «Не мешай, иди, играй, дай поговорить!». Хотя те же самые мамочки жалуются, что им не хватает времени ни на себя, ни на занятия с ребенком.

А ведь совместные прогулки на свежем воздухе открывают большие возможности для занятий с детьми.

Мы предлагаем несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми.

Учимся читать

Многие родители просто слышали, или знакомы с методикой Глена Домана, которая заключается в показе детям карточек с подписями. Это можно делать и на прогулке: во дворе, в близлежащем парке, на берегу реки, на бульваре. Напишите на карточках слова: «вода», «цветы», «береза», «жук», «одуванчик», «песок» и т. д., а потом просто разложите их прямо на траве, прикрепите к стволам деревьев, приставьте к цветам. А теперь отправьтесь с малышом в увлекательное путешествие по волшебной полянке, читая ему карточки. Даже годовалый малыш, не говоря уж о более старших детях, будет увлечен такой игрой.

А что же предложить ребенку постарше? Поиграйте с ним в «Музей живой природы», пусть ребенок правильно расставит карточки перед «экспонатами».

Но ведь, кто-то может сказать, что не все малыши умеют читать, тогда помогите ему: «Покажи, где тут у нас цветы? Отнеси-ка к ним подпись!», «Вот я пишу: «дерево», а ты пока поищи, куда ее прикрепить».

А с каким удовольствием ребятишки примут участие в сборе природного материала осенью, гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы, которые вы собрали, потом вместе рассортируйте, разложите по папочкам, коробочкам и подпишете.

География и астрономия

Кроме этого, на прогулке можно в доступной форме познакомить ребенка с основами географии и астрономии. Для этого вам просто будет необходимо взять с собой компас и объяснить «почемучке», как определять стороны света, и как можно ориентироваться в природе без компаса.

Дошколятам в 4-5 лет так же можно рассказать, как пользоваться картой и планом местности. Очень хорошо, если вы сможете со своим маленьким исследователем отправиться в настоящий поход, пусть даже и маленький, заранее определив маршрут с помощью плана.

Зимними вечером или во время отдыха на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами, обратите внимание на завораживающую красоту звездного неба, попробуйте найти там Большую Медведицу, Полярную звезду или другие созвездия. Покажите ребенку Луну, расскажите о ее разных фазах и их смене. Во время вечернего отдыха на природе попробуйте найти открытое место, где вам хорошо будет видно закат. Это зрелище заворожит даже малышей.

Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно.

Птицы и насекомые

Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький житель города, это голуби, воробьи, вороны и синицы. Гуляя в парке или у водоема, прихватите крошки для голубей и уток, сделайте кормушки. Научите малыша не пугать, а тихо наблюдать за пернатыми друзьями. Заведите традицию: приходите гулять постоянно на одно и то же место. Весной можно понаблюдать, как самец утки (селезень) ухаживает за уточкой,  летом полюбоваться за утиной семьей с утятами, а осенью посмотреть, как утки готовятся к отлету в теплые края. В этот момент можно вспомнить с ребенком сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Гуляя в парке, отыщите муравейник и понаблюдайте за его жителями, расскажите ребенку о трудолюбии муравьишек, о том, как они дружно живут одной большой семьей. Захватите на одну из таких прогулок лупу, и осторожно рассмотрите жука или другое насекомое. Главное, не разрешайте ребенку рвать, ломать, разрушать, мучить насекомых и птиц. Для маленького эксперимента можно принести домой гусеницу, посадить в ее банку и попробовать превратить ее в бабочку. Не забудьте обратить внимание, с каких листьев вы взяли гусеницу, прихватите их с собой, ими вы ее будете кормить.

Математика

А почему бы не поиграть с ребенком на прогулке в  математику. Лес прекрасное место, где можно освоить такие математические понятия как «множество», «равенство и неравенство» множеств, можно отрабатывать умение сравнивать группы предметов. Счетным материалом могут выступать шишки, желуди, листочки, камушки, собранные тут же неподалеку. Предложите разложить их по заранее приготовленным ведерочкам или на больших листьях – у вас получиться самое настоящее пособие по математике.

Для занятий геометрией подойдут асфальтовые или песчаные дорожки. Предложите ребенку мелом или палочкой соединить поставленные вами точки и угадать получившуюся геометрическую фигуру или нарисовать ее самому. А если вы отдыхаете большой компанией, предложите ребятишкам игру-превращение: с помощью скакалок, веревок, протягивая их друг другу, дети смогут составить ромб, треугольник, прямоугольник, квадрат. Для развития творческого воображения, мышления предложите ребенку задание из окружающих его предметов выбрать: что может быть круглым, квадратным и т.д.

Если вы возьмете дома складной метр или рулетку, предложите ребенку заняться измерением расстояний, расчетом размеров площадки для строительства замка, игры.

Приготовьте емкости разного объема, чтобы малыш мог пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих материалов. Песочница или берег водоема — превосходное место для освоения понятий жидкий — твердый, много — мало, тяжелый — легкий. А манипулятивные действия с песком, водой, мелкими камушками и шишками разовьет мелкую моторику и укрепит пальчики малыша,.

Рисование

Иногда, не слишком часто, чтобы не пресытилось, берите на прогулку изоматериалы: бумагу и краски или карандаши. Не всегда удается побывать в роли настоящего художника

Расскажите ребенку, как рисовать растения, животных, людей, пейзажи. Пусть он рисует, как ему хочется, — не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.