Сенсорное воспитание ребенка

Ребенок с первых дней жизни знакомиться, и воспринимает многообразие форм, цветов, конфигураций  объектов  в повседневной жизни и домашнем обиходе. Сенсорное развитие ребенка – это есть процесс формирования представлений о внешних свойствах окружающих его предметов: их расцветке, запахе, форме и т.п. Бесспорен факт того, что в раннем возрасте существуют самые благоприятные условия для развития и совершенствования деятельности его органов чувств, восприятии вкуса, понимании красоты в частностях и природы мироздания в целом.

Ощущение – это самый начальный источник представлений о природе вещей и является фундаментом для более сложного психофизического восприятия, памяти и представления ребенка об окружающем его мире.

Восприятие – познавательная деятельность организма, включающая систему перцептивных действий, позволяющих обнаружить объект восприятия, опознать его, оценить и измерить.

Ощущения и восприятия являются одними из главных движителей ребенка к познанию окружающей его природы. Уровень развития восприятия у ребенка определяется уровнем сформированности таких процессов как: перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения ребенка. Сенсорные эталоны – это опыт, знания, обобщенные и накопленные человечеством за историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов – процесс длительный и он не ограничен детским возрастом.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: слух, обоняние, зрение, осязание, вкус. Приведу примеры дидактических игр, которые мы используем в работе с детьми.

Слух: помогает ориентироваться в пространстве, учит распознавать звуки.

«Шумовые стаканчики», «Волшебное яйцо», «Что звучит», «Найди предмет по звуку», «Где спряталась мышка», «Найди меня».

В качестве примера предлагаю вам алгоритм изготовления игр «Шумовые стаканчики» и «Волшебное яйцо».

и т.д. Предложите детям найти два одинаково звучащих контейнера или стаканчика.

1 2

 • Зрение: формирует зрительный контраст между светом и темнотой, дети учатся различать цвета и оттенки, формы и величины предметов, их количество и расположение в пространстве.

«Сравни предметы», «Палочки в ряд», «Найди заплатку для варежки», «Посади зайчиков в вагончики», «Какого цвета не стало», «Что изменилось», «Покорми матрешек»

4 3

• Осязание: развивает тактильные ощущения, ребенок на ощупь учиться определять гладкую и шершавую поверхности, теплоту и холод.

«Поймай киску» — касаться мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. «Чудесный мешочек», «Что внутри», «Золушка», «Угадай на ощупь из чего сделан предмет», «Найди пару».

На фотографиях представлена игра «Золушка». Дети садятся за стол, им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки, фасоль и др.). Следует разобрать семена на кучки.

5 6

 

Вкус: формирует  вкусовые ощущения, дети учатся определять соленое, сладкое, горькое. Знакомятся с новым вкусом.

«Угадай блюдо по вкусу», «Вкусное путешествие» — предложите ребенку закрыть глаза и предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом.

7

Обоняние: с помощью этой системы дети учатся улавливать различные запахи, различать их.

Сделайте своему малышу игру «Что нам подскажет запах» — в непрозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: ванилин, мыло, лук, чеснок, кофе и т.д. Научите правильно нюхать запах. Спросить какой понравился, какой нет, почему. Так же можно поиграть в игры  «Угадай по запаху», «Чем пахнет».

8 9

 

Ежедневная игра, общение с ребенком поможет ему быстрее получить представления о многообразии окружающего мира, о свойствах, окружающих пространствах и по словам  А.К.Бондаренко, поможет  развить самостоятельность, мышление и речь детей,способствует усвоению знаний, что приводит к всестороннему развитию личности.