Как стать хорошим

Малыш старательно лепит куличики из песка, с визгом скатывается с горки, а вы уже смело мечтаете, что он непременно станет выдающимся  ученым, талантливым учителем или хорошим доктором. Каждой мамочке хочется, чтобы в будущем кроха получил достойную профессию и как минимум изменил мир к лучшему. Не от того ли так часто взрослые задают малышу один и тот же вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастишь?» и очень радуются серьезным ответам крохи. Однажды я стала свидетелем того, как кудрявый мальчуган, отвечая на этот банальный вопрос, произнес важные и удивительные умные слова: «Я стану хорошим человеком!»  И тут, казалось, задумались многие мамы вокруг: хороший человек  неотъемлемое качество любой профессии (если не сама профессия), но самое, пожалуй, важное. Ни в одном учебном заведении не обучают этой редкой и важной профессии, кроме как в родительском доме. Действительно, кем бы ни стал в будущем малыш, только бы был хорошим человеком! Как же грамотно организовать  процесс обучения, как преподавать такие предметы, как «сострадание», «забота», «внимание к окружающим», «вежливости»?

Не детские проблемы

Зачастую мы сами не замечаем, как всеми любимое чадо, попадает в центре всеобщего обожания, превращается в маленького и деспотичного короля. «Тише, малыш заснул!» — шепчем мы, выходя из детской и все члены семьи затихают. «Наш пупсик проголодался!» — бабушки бросаются на кухню колдовать над меню. «Я  соберу игрушки, завяжу шнурки и покормлю с ложечки — так быстрее!» — решает заботливая мама, не подозревая, что маленький король  уже определил ее в число любимых слуг. Попробуем иначе. Даже карапузик – полноценный член семьи. Вы готовите обед прекрасно! Посадите кроху рядом и позвольте ему принимать участие: подавать картофелины, пересыпать рис, переливать воду из чашечки через сито, мять тесто. Пусть будет немного грязновато на кухне после вашего поваренка, но зато, какое развитие  мелкой моторики! Хваля, используйте вместо банального — «Молодец!» простую, но важную фразу: «Какой вкусный обед мы приготовил, хорошо, что помогли друг другу!» Убирать квартиру тоже весело вместе! Вот и маленькое ведерко с тряпочкой, и салфетка для пыли. Конечно, потом придется ликвидировать последствия такой уборки, но это уже потом.

Вам только кажется, что ребенок не может принимать участие в выборе продуктов в магазине, а ваше «солнышко» думает иначе. Посоветуйтесь с малышом: что, на его взгляд следует купить на ужин. Кроха старательно станет наполнять корзину яркими пачками с нижних полок.  Прекрасно! Отсортировывайте незаметно, ведь достаточно оставить, что- то одно, на чем ребенок остановил свой выбор, и сообщить за ужином родным, что это выбрал им малыш, чтобы он почувствовал свое участие в решении важных  взрослых вопросов. Не забывайте хвалить: «Хорошо, что ты пошел в магазин со мной,  я бы одна устала, да и не донесла бы такую тяжелую сумку».

Дети  постарше могут принимать участие в семейных советах и иметь право голоса даже при расчете семейного  бюджета, но важным правилом должно быть и то, что решающее слово всегда остается за родителями с грамотным и терпеливым объяснением выбора оптимальных вариантов.

Опасные слова

Очень часто слово «надо» и «нельзя» оказываются бесполезными. Директивы «нельзя шуметь, трогать, сорить» и т.д.,  требуют от вас объяснения, почему. А слово «надо» подразумевает  простой вопрос: « Кому надо?» Поэтому попробуйте по возможности избегать таких формулировок. Лучше, если ребенок не будет шуметь не от того, что просто «нельзя», а от того, что, скажем, заснул дедушка. И убирать свои игрушки не потому, что «надо», а потому, что если не соберет их он, то маме придется устать еще больше, собирая их за него. Чтобы у крохи появилось осознанное желание что-то делать, не скупитесь на объяснения. Ведь большинство шалостей совершается малышом лишь от незнания последствий: «Лучше не трогать чайник – он может перевернуться, а в нем горячая вода – будет больно. Вымой руки после улицы: на пальчиках микробы, они могут прыгнуть тебе в ротик, и животик будет болеть, придется звать доктора!» Там, где можно  избежать строгих и веских табу, просто пофантазируйте и говорите на языке, понятном крохе.

Зернова Т.В.,

Воспитатель 1 младшей группы №1 «Крохи»